Alex Halpern (alexhalpern) wrote,
Alex Halpern
alexhalpern

Category:

Семья Пипко - поиски корней... (продолжение 2)

Предыдущая часть: http://alexhalpern.livejournal.com/13358.html


Разобравшись с Фамилией Пипкин-Пипко переходим к следующему вопросу.
В 1885 году Беньямин Аронович числится как "бывший землевладелец колонии Раскошной Александровского уезда", а в 1887 уже как "Бахмутский мещанин". Что такое эта "колония Раскошная" и в чем суть метаморфозы, произошедшей за 2 года?
Оказывается, что в то время был основан целый ряд еврейских сельскохозяйственных колоний. Населены они были преимущественно переселенцами с Белоруссии. Вот, что пишут об этом источники:


"Более полутора столетий назад, отметив весенние пасхальные праздники, когда грунтовые шляхи после слякотной зимне-весенней распутицы обретают проезжую твердь, пускались в дальний путь небольшими группами на телегах, загруженных домашним скарбом и детьми-малолетками, многодетные еврейские семьи. Они навсегда покидали свои родные городки в северо-западных местностях России, прежде находившихся во владении Польши, а после ее второго раздела - отошедших к Российской империи.
Исторически сложилось так, что эти штетлы (местечки), числом жителей в тысячу-полторы, почти сплошь состояли из ремесленников: портных, сапожников, жестянщиков, столяров, плотников - мастеровых многих специальностей; мелких торговцев, содержателей постоялых дворов и придорожных харчевен. Теперь на сезонные заработки в Польшу они попасть не могли, а в города империи им доступ ограничивали. И потому, когда правительство начало отсюда переселенчество, многие вынуждено согласились переехать далеко в неведомые приазовские степи, где по слухам были плодородные земли, нетронутые плугом пахаря, а в местностях тех проживали переселившиеся греки, болгары, молдаване, немцы, сербы, а до них - бывшие запорожцы-сечевики, полтавчане и черниговцы, россияне с белгородчины и орловщины.
Переселением евреев на еще имевшиеся резервные земли в обширной местности, называвшейся «Дикое поле», завершался длительный во времени и организационно трудный процесс освоения степных пространств на юге России - за Донецкий кряж к Азовскому морю.
Организацией еврейских колоний на степном пространстве «дикого поля» занималась созданная ранее Екатеринославская губернская комиссия по землевладению. По ее распоряжению, санкционированному властным Петербургом, каждой переселенческой семье, независимо от ее состава (числа едоков) выделялся земельный надел для обработки в 30 десятин в Мариупольском и Александровском уездах губернии. Там же делались отводы земли общего пользования для подворных усадебных участков, из которых формировалось поселение.
Первые поселения здесь образовывались с 1846 года и по мере прибытия поселенцев формировали новые колонии. За пять последующих лет число колоний достигло семнадцати. На поземельных картах-схемах землемеры присвоили им специальные номера. Когда селения отстроились жильем, молитвенными домами, начальными школами, жители им дали названия. В последующем военные топографы и геодезисты зафиксировали на документах Генерального штаба эти названия. Они именовались так: Новозлатопольский Приказ - селения Новозлатополь, Веселая, Красноселка, Межирич, Трудолюбовка и Нечаевка. Первоначально в Приказе имелось около 500 дворов колонистов с общим числом жителей в 5 тысяч. Общий земельный отвод обрабатываемой земли составлял 9200 десятин.
В Приютненский Приказ входили колонии Приютная, Роскошная. Богодаровка, Горькая - всего 320 дворов с числом жителей 2400 человек. Обший земельный отвод составлял около 5000 десятин."

И ещё:

"Колония Роскошная (Галушки) основана в 1855г. , заселена евреями из Витебской губернии. По данным И.В.Канкрина в 1893г. в ней жило 36 еврейских семей, немцев не было, проживали 14 сторонних лиц. До основания колонии эту землю арендовал крестьянин Галушка, который основал хутор, слыл богатым человеком. Отсюда второе название колонии "Галушка". На территории колонии находились синагога и баня, лавка, хлебный магазин отсутствовал. Школы в колонии не было, детей учили грамоте меламеды из Ковны. В колонии жило 19 ремесленников из числа мужчин: столяр-1, печник-1, сапжники-7, переплетчик-1, кузнецы-2, портной-1, мясник-1, стекольщик-1, барышник-1, торговцы-3"

        Очевидно, что Беньямин Аронович Пипкин (Пипко) с семьей попал в Бахмут из колонии Роскошная, где владел / арендовал землю, а потом по каким-то причинам уехал в Бахмут, где и осел. Собственно причины переезда вполне понятны. Жизнь в сельхоз колониях была тяжела. Переселенцы с трудом сводили концы с концами, бедствовали, болели. В какой-то момент официальные лица российской империи начали признавать неудачность начинания. Правда объясняли это по-разному. Мне же представляется наиболее верным следующее объяснение: еврейские переселенцы, жившие в местечка Белоруссии преимущественно не занимались земледелием, а были торговцами и ремесленниками. Будучи не знакомыми с азами крестьянской жизни, оторванными от привычного уклада, перемещенными на новые земли (степи), страдавшие от нехватки пригодной для питья и земледелия воды, они в большинстве своем влачили жалкое существование и стремились любыми путями покинуть сельхоз колонии, перебравшись в города, поближе к той жизни, с которй были знакомы. Власти поначалу всячески этому препятствовали, но впоследствии начались послабления - так большинство колоний прекратило свое существование...

       Видимо покинуть колонию Раскошная Беньямину Арноновичу с семьей каким-то образом "мешал" еще и отец - Арон Пипкин, проживавший в колонии давно: если не с самого момента ее основания, то по крайней мере приехавший не позже 1860 года. Откуда такая уверенность? - дело в том, что обнаружились выборные списки о назначении шульца (старосты) колонии Раскошная за 1860 и 1863 годы, где в числе голосовавших присутствует Арон Пипкин. Имена в этих списках прописаны на иврите, от руки, что делает расшифровку этих записей делом очень не тривиальным... Судите сами: в списке за 1860 год имя Арон Пипкин фигурирует в 14-й строке первой колонки, а в списке за 1863 год - 4-я строка, третья колонка...






Современниками были напечатаны две книги-исследования состояния дел еврейских колоний Александровского уезда: в 1890-м году появился труд Л.Улейникова "Еврейские Земледельческие Колонии Екатеринославской губернии", а в 1893 году графом Канкриным было опубликовано еще одно исследование "Еврейские Земледельческие Колонии Александровского уезда Екатеринославской губернии". В этих трудах помимо очень интересного детального описания особенностей быта колонистов, присутствуют также поименные списки жителей каждой колонии. Трудно судить об аккуратности и достоверности этих списков, но тем не менее в книге Улейникова в списках колонии Раскошная присутствует некто Пипкин Шевель-Моше Янкелевич с тремя малолетними детьми. Указано, что земледельческих орудий и скота не имеет, "5 десятин отдает в наем Янтовскому Моисею, остальное отдает на скопщину". И еще важное замечание о нем: "Живет в колонии лишь год". Полагаю, что этот Пипкин не имеет прямого отношения к Арону Пипкину, информацию о котором я ищу. Любопытно, что в книге графа Канкрина за 1893-й год никакого упоминания о Пипкиных в списках колонии Раскошная уже нет.



Возьму на себя смелость сделать следующий вывод-предположение: похоже Арон Пипкин скончался где-то в период между 1885-м и 1887-м годами. Напомню, у сына Арона, Беньямина Ароновича Пипко в 1885-м году родился сын Иошуа, а в 1887-м году еще один сын Арон. У евреев существовала традиция давать ребенку имя в честь умершего родственника. Беньямин Пипко не мог назвать новорожденного Ароном, если бы его отец Арон на тот момент был бы еще жив. С другой стороны, если бы Арон скончался до 1885 года, то рожденный в 1885 году младенец был бы назван в честь деда Ароном, а никак не Иошуа.

       Подытоживая: видимо семья Беньямина Ароновича Пипко покинула колонию Раскошная где-то в период между 1863-м (запись Арона Пипкина в выборном списке) и 1885-м годами (Беньямин Аронович назван в документе о рождении сына бывшим землевладелем колонии Раскошной). Что в точности происходило в этот период можно только догадываться - никаких дополнительных документов, проливающих свет на этот промежуток времени, обнаружить пока не удалось.


Последний из найденных мной документов относится к 1893-му году. Это запись о бракосочетании Беньямина Ароновича Пипко:


Фонд 313 дело 4
       1893 год

       л.3
       9 32 52
       Раввин Яков Брук
       Февраля 1
       Швата 27
       Ксуба на 50 руб.
       Свидетели Мойше Мордухов Файбер и Абрам Давидовичь
       Бахмутский мещанин Беня Аронов Пипка, вдов, сочетался браком с разведеннойБахмутской мещанкой Дваней Абрамовой Нихамкиной


Из текста становится понятно, что к 1893-му году Беньямин Пипко овдовел и женился повторно на разведенной Дване Абрамовне Нехамкиной. Вскоре нашлись дополнительные подтверждения этому факту, но об этом позже.

        Некоторе время спустя, находясь на сайте Яд Вашем, я просматривал базу данных, содержащую листы свидетельских показаний: данные, которые оставили о своих погибших в Холокосте родных, близких и знакомых их выжившие потомки. И вот обнаружились два листа, заполненных в 2007 году Любовью Степанской о двух родственниках носивших фамилию Пипко и родившихся в Артемовске (Бахмуте). У меня нет никакого сомнения, что речь идет о родственниках - не может быть таких совпадений: фамилия Пипко довольно редкая среди евреев, а тут еще и Бахмут... Начал искать Любовь Степанскую в социальных сетях - нашел ее внучатую племянницу, а через нее и саму Любовь, оказавшуюся жительницей Иерусалима. С ее помощью удалось найти Дмитрия Нидермана, о котором я писал раньше. Так я узнал о еще одной ветке Пипко - потомках Бориса (Берко) Беньяминовича, предположительно брата Шмуила Беньяминовича - моего прадеда.

        У Бориса было три дочери: Циля, Мария и Саша и двое сыновей - Даня и Аркадий.

        Александра Пипко (по мужу Шмальц), родившаяся в Артемовске (бывший Бахмут), погибла вместе с мужем в Холокосте. Александра Пипко вместе с мужем Григорием Шмальцем и дочерью Ольгой были расстреляны фашистами в Краснодаре в городском яру в 1941-м году.

       Даниил Пипко, также родившийся в Артемовске, погив б газовой камере во время фашистской оккупации Ростова На Дону в 1941-42 годах.










Интересно, что в двух листах свидетельских показаний (о гибели Александры и Аркадия Пипко) в качестве их матери Любовь Степанская ошибочно назывет Любовь Рубинсон. Дело в том, что жена Бориса Пипко (отца Александры и Аркадия) в девичестве носила фамилию Хейфиц, документ об их бракосочетании я нашел и привел его выше. А Рубинсон - это фамилия мужа Цили Пипко (сестры Александры и Аркадия). Вот такая путаница.

        Как я уже писал выше, краткую историю семьи Пипко (только моих прямых потомков) я опубликовал на сайте Лизы Геллер, посвященном страницам еврейской истории Юзовка-Сталино-Донецка: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/news/semja_pipko/2012-08-08-155.
Некоторе время спустя ко мне обратился Игорь Белицкий. Как оказалось он тоже потомок Пипко, но совершенно другой, не известной мне на тот момент ветки. Завязалась переписка, в результате которой Игорь поделился со мной очень интересной информацией.

Игорь пишет:


Мой прадед со свей семьей переехал в Юзовку из Бахмута, так как бабушка родилась в Бахмуте в 1901 году. Не знаю, когда они переехали в Юзовку, но в 1904 году они уже жили там, поскольку фотография детей, которая у меня есть, сделана в ателье Матюкина в Юзовке в 1904 году.
Прадеда звали Савелий Беньяминович, а его супругу, мою прабабушку звали Фаина, по паспорту Фиона. Детей было шестеро. Три дочери - Рина, Мария (моя бабушка), Людмила, три брата - Аркадий, Давид и имя третьего не помню. Дальнейшая судьба туманна. Бабушка закончила в 1927 году Ростовский университет, медицинский факультет. А вся семья оказалась в Москве. Прадедушка умер в 1954 году. Прабабушка умерла в 70-х. Обое похоронены в Москве.
   Думаю, вполне реален вариант, что наши прадеды были братьями. Еще один момент. Бабушка рассказывала, что прадед имел несколько магазинов в Юзовке, которые торговали тканями, одеждой и галантереей.Интересное совпадение. Кстати его инициалы тоже С.Б....

Вполне может быть, что фотографии магазина и вывески, где видны фамилия и инициалы Пипко С.Б. относятся не к моему прадеду Самуилу Беньяминовичу Пипко, а к его возможному брату Савелию Беньяминовичу. Беда в том, что не понятно, как на самом деле звали себя Пипко в то время. Вполне вероятно, что Самуил назывался Шмуилом (как видно из приведенных выше документов), но возможно и Савелий назывался тогда не Савелием, а как-то иначе - менее русифицировано.

Еще одна выдержка из нашей с Игорем переписки:



…дети (Савелия) в порядке рождения Давид, Рина, Мария (1901), Аркадий, Любовь. Прабабушка по паспорту Фиона Зельмановна, по жизни - Фаина Марковна, умерла в 1968 году. Прабабушка и прадедушка похоронены в Москве на Донском кладбище.
Был еще один брат -Аркадий Беньяминович Пипко. Естественно тоже из Бахмута-Юзовки. Он был известным врачом в Химках. Умер в 50-х.

        Инициалы Пипко Ф.З. встречались мне раньше (в ведомости об оплате квартирного налога за 1918 год и в протоколах заседаний президиума окрисполкома за 1925 год - рассматривалось заявление гражданки Пипко Ф.З. о возвращении ей дома) - было совершенно непонятно о ком идет речь. Но теперь, похоже, некоторые кусочки мозаики начали складываться. Видимо Пипко Ф.З. это Фиона Зельмановна - супруга Савелия Беньяминовича Пипко, прабабушка Игоря Белицкого.

       По поводу Аркадия Беньяминовича Пипко - еще одного возможного брата Савелия, Самуила и Бориса у меня есть некоторая догадка. Выше я приводил найденный документ, удостоверяющий факт рождения в 1887 году сына Арона у "Бахмутского мещанина Бениамина Аронова Пипкина, его жены Рахили". Может ли быть, что Арон и Аркадий - есть один и тот же человек? Все косвенные сведения говорят за эту версию.

       Далее Игорь пересказывает рассказ своей родственницы, внучки Савелия Беньяминовича:


Савелий Беньяминович Пипко родился в 1868 году и умер в 1954 году в Москве. Его мама умерла после 1890-го года, оставив пятерых детей. Их отец Беньямин после смерти супруги женился второй раз и новая жена не очень благосклонно отнеслась к детям. Савелий был самым старшим из братьев и сестер и после женитьбы на Фионе Зельмановне Коган, по ее настоянию, новая семья забрала всех детей к себе. Известно, что самый младший из братьев, Аркадий был всего на несколько лет старше первого ребенка Савелия и Фионы - Рахель, которая родилась в 1897 году.
       В период еврейских погромов (неизвестно конца XIX или начала XX в.в.) семья решила выехать в Америку, продав недвижимость и купив билеты на пароход. Однако, утром в день отъезда, Савелий объявил, что передумал и никуда из России не уедет.
       Существует также рассказ о том, что Савелий был дружен с православным священником из Юзовки. Жили они в угловом доме. И во время очередного погрома священник встал на углу и широко раскинув руки не пустил толпу. Видимо побоявшись вступить в конфронтацию со священником, толпа отступила. Тем самым, семья была спасена.
       Известно, что в конце 20-х годов Савелий, Фиона и некоторые из детей (может и все, но такой информации нет) находились в Ростове. Известно также, что в 1929 году Савелий с супругой переехали в Подмосковье, а затем в Москву.
       Также известно, что еще до революции семья отправила Аркадия Беньяминовича учиться в Германию, где он получил образование врача. Вернувшись в Россию, он работал врачом до конца жизни. Во время II Мировой войны за быстрое развертывание в тяжелых условиях полевого госпиталя был награжден орденом Ленина. После войны был известным врачом, якобы в Химках, где и умер в 50-х годах. В московской газете был напечатан большой некролог.

       Получается, что мама Савелия Беньяминовича, жена Беньямина Ароновича Пипкина Рахель умерла после 1890-го года. Это в точности подтверждает мою предыдущую находку: ведь в 1893-м году вдовец Беньямин Аронович сочетался новым браком с разведенной Дваней Абрамовной Нехамкиной - спустя 3 года после рождения сына Арона - очевидно младшего среди братьев / сестер Пипко. Про Аркадия Беньяминовича также говорят, что он - младший сын Беньямина Пипко, взятый на воспитание старшим братом Савелием и выросший в его доме. Бинго!
       Неудивительно, что Савелий и Фиона назвали свою первую дочку Рахелью - в память об умершей за несколько лет до этого маме Савелия...

       Игорь любезно предоставил мне несколько фотографий из семейного архива, на которых запечатлены Савелий Пипко с супругой и детьми:














С датами есть некоторые неувязки. По данным Дмитрия Нидермана, Борис Пипко родился в 1867 году. С другой стороны, по данным Игоря Белицкого, Савелий был старшим братом и родился в 1868 году. Эти расхождения можно списать на неточности в документах тех лет. В особенности учитывая, что люди, порой, сами сообщали о себе неверные данные из каких-то соображений. Еще один сын - Шмуил (Самуил) - мой прадед. К сожалению мне не известны годы его жизни. Кроме того, есть еще Иошуа - 1885 года рождения и Арон (Аркадий) 1887-го. Получается уже 5 братьев. А ведь есть еще таинственная Мариам Пипко (по одному из документов М.Б. - может Мариам Беньяминовна?), запись о которой есть в Донецке, но мне до нее добраться не удалось...

        Совсем недавно мне прислали еще один прелюбопытный документ, который якобы относится к Мариам Пипко. На поверку к Мариам он отношения не имеет, но чрезвычайно интересен. Речь идет о записи в какой-то архивной книге о рождении в 1876-м году (внимание!) у Беньямина Ароновича Пипко и Рахили ребенка по имени... К сожалению текст рукописный, угол фотосъемки только усложняет разбор текста, но мне видится совершенно не Мариам, а скорее Мусий - мужское имя. В пользу мужской версии говорит также отчество: явственно видно "Беньяминович", а никак не "Беньяминовна". Мусий - это вероятно Моисей. Получается еще один брат Моисей, о котором никаких дополнительных данных пока нет. А кто же тогда Мариам?..


Musij

Хочется верить, что со временем удасться раскопать что-то еще. Я, по крайней мере, поиск завершенным не считаю и буду его продолжать насколько мне будут позволять мои скромные возможности.

        Ну и на последок, считаю нелишним привести схематичные, без подробностей, генеалогические деревья отдельных ветвей Пипко, те, которые удалось составить.
Начну с ветки Самуила Беньяминовича Пипко:



Далее древо ветки Бориса Пипко:



Ветка Савелия Пипко:



И, наконец, воссозданная, вероятная ветка Беньямина Ароновича Пипко:


Subscribe

  • (no subject)

    Следующий любопытный разговор с Беней спустя час. Приготовил им на обед шницели. Каждый раз это блюдо скурпулезно сравнивается с таким же, но…

  • Устами младенца

    В четверг вечером Йоня жаловался на усталость и головную боль. Выглядел не важнецки и, уложив спать обоих, решили завтра утром в школу не будить -…

  • Семья Пипко - поиски корней... (продолжение)

    Предыдущая часть: http://alexhalpern.livejournal.com/13254.html Дальнейшей целью моих исследований стал поиск любой информации о Шмуиле и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments